МБДОУ Приваленский детский сад "Зайчик"

03.12.2014 - Что же несёт в себе стандарт дошкольного образования?

 c245d66c8bcac3494c42723f65b77691.jpg

В настоящее время все дошкольные образовательные организации нашей страны находятся на пути постепенного перехода на ФГОС,  который утверждён Министерством образования и науки РФ 31 декабря 2013 года, а вступил в силу с 1 января 2014 года. По Плану обеспечения введения ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ, ФГОС дошкольного образования полностью должен быть внедрен к 1 январю 2016 года.

Что же несёт в себе стандарт дошкольного образования? – Постараюсь ответить на этот вопрос.
Стандарт дошкольного образования требует создания в детских садах определённых условий: кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, финансовых.
Создавать определённые условия всегда не легко: можно быстро построить дом, сделать в нем хороший ремонт, купить новую мебель, но много времени потребуется на то, чтобы каждая вещь в доме нашла своё место, чтобы был создан уют и все условия соответствовали требованиям хозяев. Так и для создания тех условий, которые требует стандарт дошкольного образования, тоже нужно не мало времени.
Самым главным условием являются кадры. Не секретом является тот факт, что молодёжь сейчас, получая образование, на работу по специальности идет не всегда. Так получилось, что средний возраст работающих воспитателей в детских садах – 50 лет, это риск того, что через определённое время (5–10 лет) многие педагоги уйдут на заслуженный отдых, остро возникнет кадровая проблема.
Важность кадровой проблемы сегодня очень велика и в том плане, что во исполнение Указа Президента России к 2016 году обеспечить всех детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием, как и по всей стране, в нашем районе вводятся новые места, открываются новые группы, реконструируются, строятся детские сады. Кому в них работать? Возникает множество препятствий и проблем: жильё, образование, квалификация.  А стандарт требует наличие у кадров педагогического образования, профессионализма. Воспитатель должен обладать достаточно широким спектром знаний возрастной психологии, чего не требовалось раньше.
Так как Закон об образовании в Российской Федерации обязывает создавать равные условия для детей с различными возможностями, педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии. Работать с ними сложно, потому нужно знать – как, а для этого нужно быть хорошо подготовленным теоретически, владеть педагогическими и психологическими технологиями. Каждый педагог должен быть готовым к приходу таких детей. Родителям нужно своевременно пройти с ребёнком обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и получить её заключение и рекомендации.
 Вторым, не менее важным условием ФГОС дошкольного образования является учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей воспитанников. У каждого ребёнка дошкольного возраста свой темп развития. Разница между физиологическим и паспортным возрастом у дошколят может быть от нескольких месяцев до двух-трёх лет. Именно поэтому оценка результата полученного дошкольного образования: проведение тестирований, контрольных срезов, ЕГЭ и так далее категорически недопустима. Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает и 64-я статья Федерального закона об образовании.
Раньше дошкольное образование пыталось подстроиться под требования и правила школы. ФГОС не сводит дошкольное образование к получению ЗУНов (знаний, умений и навыков), – на смену идёт развитие личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях: социально-коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом, речевом и физическом развитии.

Третьим условием  реализации основной образовательной программы по ФГОС определена развивающая предметно-пространственная среда, которая станет и наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт. Конечно, чтобы реализуемая программа была эффективной, нужно создать такую среду, которая будет соответствовать её содержанию. Но, имеется и другой показатель: если, зайдя в групповую комнату, вы видите гору пыльных игрушек, в которые никто не играет, можно говорить о том, что педагог работает по программе, для которой не удалось создать предметно-пространственную среду. Если же дети играют, если игрушки используются в образовательном процессе, – другое дело. И не нужно говорить, что дети теперь играют только в интерактивные игры. Всё равно ребёнок должен взаимодействовать с игрушкой, картинкой, любым предметом, который находится в группе, иметь возможность общаться с ней, развиваться.
Еще одним важным условием является обеспечение индивидуализации образовательной деятельности. В детских садах коллективы должны так разработать основную образовательную программу, чтобы и вся группа детей могла по ней заниматься, и для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был свой индивидуальный образовательный маршрут. Очень сложно, но важно, чтобы условия должны были психолого-педагогическими, необходимыми каждому ребёнку и соответствующие рекомендациям ПМПК.
Именно поэтому детские сады должны постепенно изменить свою направленность и перейти с общеразвивающих на комбинированные: в группах должны получать образование и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Здесь снова возникает вопрос об условиях: чтобы дети с ограниченными возможностями могли ходить в обычный детский сад, пространство должно быть доступным – начиная с пандусов, расширения дверей, установления поручней, приспособлений в санузлах и т. д.
Индивидуализация необходима и тогда, когда в детский сад приходит ребёнок, не говорящий на русском языке. В таком случае нужно будет включить в программу раздел обучения русскому языку как иностранному, конечно же, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Индивидуальный подход нужен и в тех случаях, когда в семьях детей появляются какие-либо проблемы или происходят важные события (развод родителей, рождение сестрёнки).  Всё здесь зависит от квалификации педагога: ему нужно понимать, как и чем с ребенком сегодня заниматься, возможно, изменить форму подачи материала или дать возможность побыть одному, отвлечь от грустных мыслей.

В нашем детском саду имеется план перехода на ФГОС "Дорожная карта". Полным ходом создаются необходимые условия, идет подготовка к внедрению ФГОС.

К выпуску из детского сада дети будут обладать такими личностными характеристиками, среди которых инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям и любознательность.

3 декабря 2014 в 20:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.